|
|
|
|
| Особенности национальной подписки
Россия страна особенная во всех отношениях. У нас всё самое - Самая большая территория, мы самые многонациональные, самые образованные, самые читающие. И ещё мы любим всё усложнять. Не нарочно, конечно, а просто у нас так само получается.
Вот, например, подписка на периодические издания. Печатать научились так, что скоро запад у нас опыт перенимать будет. Пишем много и хорошо. Слава Богу, теперь есть выбор что почитать и для души, и для дела, и для развлечения. Так много всего стало, что читатель и не представляет, насколько всяким полезным "чтивом", он может быть обеспечен. Да и услуг по подписке теперь предлагается гораздо больше и разнообразнее чем раньше. Казалось бы, всё хорошо: и подписные тиражи должны расти, и народ наш должен потреблять периодики больше по количеству и разнообразию. А не получается что то. Вот за прошлый год поднялась в целом подписка по стране на несколько процентов (не в разы, конечно), так "взахлёб" эту статистику публиковали во всех соответствующих СМИ. Но на самом деле то результат довольно скромный, да и случайный возможно. В чём же дело? Давайте разберёмся.
О почтовых каталогах
Сегодня в России выпускается несколько десятков тысяч периодических подписных изданий. Даже специалист сможет назвать по памяти сто-двести наименований. Что говорить о рядовом подписчике?! Для того чтобы не заблудиться в этом море изданий существуют хорошо структурированные и рубрикованые каталоги. Почтовых каталогов три. Это Объединённый каталог "Пресса России", подписной каталог Агентства "Роспечать" и каталог Межрегионального Агентства Подписки "Почта России". Почтовый каталог это основной документ подписной кампании. Без него невозможно обойтись ни издателю, ни распространителю, ни подписчику. Заявленные стоимости подписки и условия доставки незыблемы на весь период подписной кампании. Все участники подписного процесса обязаны чётко соблюдать правила игры и связаны между собой договорными обязательствами, что позволяет сохранять порядок в этой сложнейшей и многоплановой работе. И это хорошо. Но есть одна неувязка. Дело в том, что каталогов три. Стоимость включения в каталог довольно высока, это объёктивно связано с необходимостью выпуска огромных тиражей каталогов, их транспортировки, а так же прочими накладывающимися расходами. Шутка ли сказать, ведь в России более сорока тысяч почтовых отделений, и в каждом необходимо иметь подписные каталоги. С учётом высокой стоимости, не каждому издательству под силу включение во все почтовые подписные каталоги. А в почтовых отделениях частенько выкладывают только один или два из трёх каталогов. Хорошо если подписчик точно знает, что ему нужно. А если он не определился? К примеру, в почтовом отделении выложили только каталог "Роспечать". Ведь подписчик наверняка думает, что в этой толстенной книжище есть всё. Добросовестно просмотрев каталог, он сделает свой выбор, даже не подозревая, что есть на свете ещё много, возможно более интересных для него, изданий. А может и ничего не выберет, ну нет в этом каталоге того, что бы он хотел. И это плохо! Плохо для подписчика, который не получил полную информацию, и плохо для издателя, который, заплатив деньги за включение в другой каталог, не найдёт своего подписчика.
О вариантах оформления подписки, распространении изданий и ценах.
Существуют два основных варианта оформления подписки через почту. Почтовая подписка по карточной системе, когда её стоимость определяется из отпускной цены издателя и стоимости накладных расходов, связанных с транспортировкой изданий до потребителя исходя из удалённости от места производства тиража. Стоимость подписки в этом случае отличается в разных регионах, чем дальше от места изготовления тиража находится подписчик, тем дороже придётся ему платить за доставку издания. При адресной подписке стоимость доставки усреднена и одинакова для всех регионов, таким образом, все жители России получают издание по единой цене. Издание в этом случае доставляется бандеролью в закрытом конверте. Названия изданий, распространяемых по адресной системе, в почтовых каталогах подчёркнуты сплошной линией. Наряду с вышеназванными основными вариантами, существует возможность оформления подписки непосредственно через редакцию или при посредничестве агентств альтернативной подписки. При подписке через редакцию издание, как правило, доставляется по адресной системе, т.е. бандеролью и по единой для всех регионов цене. Агентства альтернативной подписки предлагают, как правило, курьерскую доставку изданий. Это довольно удобно для подписчика, но обычно и более дорого, так как к стоимости доставки в регион прибавляется стоимость услуги курьерской доставки. В последнее время активно развивается подписка на электронные версии изданий. Основным преимуществом здесь является оперативность передачи информации и уменьшение стоимости за счёт отсутствия накладных расходов на печать и доставку, хотя уменьшение стоимости при подписке на электронную версию ещё не факт. Некоторые издатели предлагают стоимость подписки на электронную версию издания выше, чем на печатную, позиционируя основным преимуществом этого вида подписки оперативность и удобство в применении. При всём многообразии вариантов подписки на издания выбор всегда остаётся за подписчиком. Главное, чтобы подписчик знал и понимал, что ему предлагают, и какие выгоды, удобства (или неудобства) связаны с тем или иным способом получения изданий.
Об Интернет каталогах
С появлением Интернета появились новые возможности информирования пользователей сети и предоставления им современных и более удобных сервисов. Воспользовались этой возможностью и распространители периодики и книг. Появилось множество Интернет каталогов предлагающих услуги по оформлению подписки посредством Интернета. Бесспорными преимуществами перед печатными каталогами являются: удобство поиска изданий в каталоге, а так же простота и скорость оформления заявки на подписку и платёжных документов. Не лишним будет подчеркнуть и большую наглядность подачи информации. Возможности для более широкого представления аннотаций изданий гораздо выше по сравнению с печатными каталогами, где каждая буква и даже пробел "на вес золота". Но существует, конечно, и ряд проблем связанных с применением Интернет каталогов. Первая из них это недостаточная развитость сети Интернет в России. Интернет подписка пока не является общедоступным для всех россиян инструментом. Существуют проблемы и у самих Интернет каталогов. Для того чтобы подписчик мог легко и быстро найти адрес каталога в сети, владельцу ресурса необходимо постоянно вкладывать денежные средства с целью достижения высоких позиций в поисковиках. А это под силу далеко не каждому агентству или издательству. И третье. В поисках необходимого издания подписчик может зайти в каталог регионального агентства альтернативной подписки, начать оформление заказа и вдруг обнаружить, что данное агентство не сможет его обслужить в силу принадлежности к другому региону. Обидная неувязка - время потрачено зря, придётся возобновить поиск.
Об "Универсальной подписной системе"
Основное отличие "Универсальной подписной системы" (www.emerci.ru) от уже существующих подписных Интернет каталогов состоит в том, что ресурс не принадлежит ни одному из подписных агентств. Издатели самостоятельно могут размещать и редактировать информацию об изданиях и отпускных ценах на подписку, а распространители в свою очередь заявляют о своих услугах и ценах на оформление подписки и доставку. Подписчик, таким образом, получает полную информацию об издании и существующих вариантах подписки, что называется "из первых рук". Описание изданий предлагает сам издатель, причём это может быть не просто стандартная аннотация, а развёрнутый анонс, либо пресс-релиз или любая новость от издателя. Обновлять информацию издатель может хоть ежедневно, тем самым постоянно поддерживая связь с подписчиком. Региональные подписные организации предлагают свои услуги по подписке и доставке изданий. У подписчика, таким образом, появляется возможность оптимального выбора варианта подписки на издания на основании сочетания качества услуги и её стоимости. Подписная система предлагает многовариантный поиск изданий в каталоге, современную и удобную схему формирования заказа и вывода документов для его оплаты. На главной странице подписчик видит ежедневную информацию о новых поступлениях в каталог. Здесь же издатели и распространители имеют возможность размещать анонсы своих изданий, новости и предложения для подписчиков. Наполнение и редактирование информации организовано предельно просто. Необходимые навыки, минимальное владение компьютерной клавиатурой и мышью. Преимущества данной системы очевидны:
- для подписчиков это объективная информация о предлагаемых изданиях, возможность выбора наиболее выгодного и удобного для него варианта подписки, а также максимально автоматизированная система оформления и оплаты заказа;
- - для издателя это уникальная возможность информирования подписчиков и позиционирования своих изданий на хорошо посещаемой специализированной рекламной площадке;
- - для распространителя это универсальная торговая Интернет система, где при минимальных затратах он имеет возможность предложить фактически свой Интернет магазин.
При этом материальные затраты не сравнимы с теми, которые издателям и распространителям пришлось бы потратить на создание собственного сайта и достижение его высокой посещаемости. Издателям и распространителям предлагается бесплатное размещение и редактирование информации до декабря 2007 года - на период достижения стабильной посещаемости сайта. При активном и творческом участии издателей и всех операторов подписного рынка система может стать действительно мощным инструментом продвижения изданий и увеличения подписки. С учётом стремительного развития Интернета и его доступности для населения, актуальность организации оформления подписки через Интернет возрастает. Создатель программы ООО "Издательство ЭМИРСИ" (ЭМИРСИ - Электронные Мультимедийные Информационно Рекламно Справочные Издания). ЭМИРСИ организовано специально для создания и поддержки Интернет проектов направленных на достижение максимального удобства для пользователей. Подписная система является первым проектом ЭМИРСИ. Интернет в нашей стране в последние годы стремительно развивается. Разрастается сеть, более доступными становятся стоимость компьютерной техники и услуг пользования Интернетом, повсеместно предлагается кредитование на приобретение оборудования. Подобно тому, как общедоступной стала сотовая связь, казавшаяся сказкой буквально десять лет назад, Интернет в ближайшие годы станет неотъемлемой частью жизни практически всех современных людей. Обладая явными преимуществами перед бумажными версиями, Интернет каталоги станут основным, более удобным и эффективным, инструментом подписки. Издателям и распространителям необходимо понимание процессов, происходящих в информационной сфере, необходимости применения новых информационных технологий для удовлетворения запросов подписчиков, овладения навыками работы с Интернет системами и творческой, активной позиции в продвижении изданий.
|
|
|